О выставке:
Такого масштаба, как в предкризисном 2008-м, похоже, мы не увидим больше никогда. Новый кризис снова заставляет экономить, но причина не только в нем. Время идет, меняется сам формат внутриотраслевого общения – например, компания Schüco, будучи одним из лидеров рынка, определенно могла бы позволить себе стенд, но предпочла представить компанию в рамках двухдневного семинара.
Впрочем, несмотря на то, что стендов стало значительно меньше, на выставку все равно приехали все (по подсчетам организатора, за 4 дня тут побывали 72 тысячи специалистов), а значит, она по-прежнему остается одним из главных событий российской строительной индустрии, где можно своими глазами увидеть тренды, пощупать новинки, пообщаться с коллегами и партнерами.
О трендах:
Как мы предсказывали, жизнь системных домов начинает меняться: в этом году теплые алюминиевые системы стали одной из главных тем на выставке. Из новинок можно отметить систему КПТ-82 компании «Сиал», которая позволяет изготавливать оконные и дверные конструкции с повышенными теплотехническими характеристиками. В системе используются вспененный профиль под фальц стеклопакета Adifoam и вспененный средний уплотнитель сертификационных испытаний коэффициент сопротивления теплопередачи КПТ-82 составил 0,928 м2С/Вт. Когда к этому значению прибавляется коэффициент теплопередачи стеклопакета, готовый оконный блок полностью соответствует требованиям постановления правительства №900, вступающим в силу со следующего года (коэффициент не менее 1,0м2С/Вт).
Еще одним трендом стали цветные профили и профили, декорированные под дерево или камень. Саму технологию новинкой назвать нельзя, но стоит отметить, что из эксклюзивного решения такие профили превратились в почти стандартную опцию. И если раньше их производство было прерогативой крупных производителей, то сейчас и более мелкие игроки рынка, чтобы сохранять конкурентоспособность, приобретают покрасочное оборудование и оборудование для сублимационной печати.
Похожие тенденции наблюдаются и на рынке профильных систем из ПВХ. Несмотря на то, что покраска профиля или его ламинация давно стали обыденной частью производственного процесса, в глаза бросается обилие предлагаемых расцветок и текстур: все больше производителей теперь не ограничиваются несколькими стандартными вариантами, а предлагают широчайшие палитры. Цветные окна в моде: компания Feyco даже предлагает конечным потребителям реставрацию и покраску уже установленных оконных профилей.
Помимо цвета, в моде энергоффективность: стандарт «теплый край» наконец-то становится стандартом в настоящем смысле этого слова – на прошедшей BATIMAT это было заметно. Одну из новинок выставки, объединяющую оба тренда, показала компания Deceuninck: это флагманское окно системы Thermix® Ambitherm® plus, которая, кстати, тоже представлена в семи расцветках.
«Каждое пятое окно из нашего профиля – это окно из профиля «Фаворит Спэйс», – поделился генеральный директор Deceuninck Фолькер Гут. Причины популярности стандарта «теплый край» на поверхности – ужесточение нормативов по энергосбережению, общий тренд на энергоэффективность и экологичность в обществе, растущие требования конечных потребителей к качеству и долговечности конструкций. Не последнюю роль играет и сложившаяся в стране экономическая ситуация: пока одни производители ищут более дешевые комплектующие, лидеры рынка делают ставку на качество. «Теплый край» – один из важных теплосберегающих элементов окна; кроме того, это отличная опция для маркетингового позиционирования.
А вот у производителей дверей с позиционированием могут возникнуть проблемы. Среди выставочных образцов были замечены двери стоимостью выше 30 тысяч рублей с дешевым TPE-уплотнителем, который всего за несколько дней работы выставки уже успел деформироваться и бесповоротно испачкаться. Откровенно говоря, это портит впечатление от эффектных моделей со «скрытой» коробкой из алюминия.
Что будет дальше?
Все без исключения производители отмечают падение спроса и снижение объемов производства, и делать благоприятные прогнозы в текущей ситуации было бы странно. Тем не менее, отрасль продолжает развиваться; в какую сторону – покажет время. Пока на лицо исключительно российский тренд – стремление производителей экономить на всем, иногда (увы) в ущерб качеству. А ведь кризис – это время возможностей: мы убеждены, что в конечном итоге его переживут те производители, которые делают ставку на инновации и инвестируют в развитие технологий.